Уголок психолога

Важно, чтобы рядом был человек,

Который поможет увидеть, то что раньше не видел!

Услышать то, что раньше не слышал!

Понять то, что раньше не понимал!

Основной целью психологической работы и помощи в нашем учреждении являются: реабилитация, релаксация, адаптация.

Основные задачи работы с подопечными: построение адекватной внутренней картины мира, повышение самооценки, коррекция установок и целей, обучение самоконтролю, расширению контактов, выработка конструктивных способов общения, предупреждение конфликтных ситуаций у клиентов.

Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению реабилитационного процесса в интернате являются: психологическое консультирование, диагностика, психологическая коррекция, психологические тренинги, социально-психологический патронаж, оказание психологической помощи.

Реабилитационная работа, осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий, а также индивидуального психологического консультирования и индивидуальных личностно-ориентированных бесед.

При  этом, именно групповые занятия позволяют развить навыки общения, групповую сплоченность, снимать  психоэмоциональную  напряженность в  малых социальных группах, и таким образом, влиять в целом на улучшение микроклимата в коллективе между проживающими интерната.

     Содержание групповых занятий, проводимых в кабинете психолога, имеет либо коррекционно-игровой характер (развитие речевых, графических, моторных навыков, развитие навыков общения, коррекция и формирование личностных качеств (самооценку), либо ориентирован на творческое самовыражение, проработку эмоциональных состояний и групповых взаимодействий (профилактику или разбор различных, негативных поступков: алкоголизации, межличностных конфликтных взаимодействий и агрессивных проявлений).

В диагностической работе наиболее активно используется следующий набор методик:

Для исследования познавательной сферы:

— Тест Векслера

— «Шкала оценки психического состояния (MMSE)»,

— зрительное запоминание (сюжетные картинки),

— 4-й лишний (исключение предметов),

— методика 10 слов.

Для определения эмоционального состояния и личностной сферы:

— графическое исследование самооценки и диагностическая беседа,

— проективные рисуночные методики ДДЧ, рисунок человека, несуществующее животное, человек под дождем, кактус и пр.

— незаконченное предложение,

—Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

     Психологическая коррекция направлена на преодоление или ослабление проблем эмоционального состояния, поведения клиента с целью приближения к возрастным нормам, требованиям социальной среды, интересам клиента. Проведение коррекционных занятий групповых и индивидуальных, обеспечивает развитие психических функций (мышление, внимание, память, воображение), навыков и умений (коммуникативные способности, повышение мотивации к деятельности). Проживающие интерната с удовольствием  посещают занятия «Песочная терапия», «Арома-музыкотерапия», после занятий уходят расслабленными и с хорошим настроением.

     Так же в работе психолога используются психологические тренинги на снятие нервно-психической напряженности, снятие психотравмирующих последствий, межличностные отношения и общение, на сплочение между проживающими, снижение уровня тревоги и агрессивности, формирование личностных предпосылок  к адаптации в новых условиях.

     Тематики проводимых занятий затрагивают такие вопросы как: этика межличностных отношений, основы конструктивного общения, обсуждение проблемных ситуаций помогают привить основы морально-нравственных представлений, социально-приемлемого поведения.

Большое внимание уделяется социально-психологическому патронажу. Проживающие интерната вовлечены в позитивную контактную среду. На основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить жизненную ситуацию. Создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи.

Оказание психологической помощи клиенту направлено  на выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта, первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности.

Индивидуальные психологические консультации, востребованы меньшим количеством лиц, подразумевают определенный интеллектуальный уровень, и в основном проходят по запросу самих проживающих, преимущественно отражая следующий круг проблем: «конфликты с персоналом», «желание наладить отношение с другими проживающими». Консультации носят функцию нормализации психоэмоционального состояния, профилактики и коррекции поведенческих проявлений, а также удовлетворения базовых потребностей любого человека в общении и безопасности.

Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.