Важно, чтобы рядом был человек,
Который поможет увидеть, то что раньше не видел!
Услышать то, что раньше не слышал!
Понять то, что раньше не понимал!
Основной целью психологической работы и помощи в нашем учреждении являются: реабилитация, релаксация, адаптация.
Основные задачи работы с подопечными: построение адекватной внутренней картины мира, повышение самооценки, коррекция установок и целей, обучение самоконтролю, расширению контактов, выработка конструктивных способов общения, предупреждение конфликтных ситуаций у клиентов.
Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению реабилитационного процесса в интернате являются: психологическое консультирование, диагностика, психологическая коррекция, психологические тренинги, социально-психологический патронаж, оказание психологической помощи.
Реабилитационная работа, осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий, а также индивидуального психологического консультирования и индивидуальных личностно-ориентированных бесед.
При этом, именно групповые занятия позволяют развить навыки общения, групповую сплоченность, снимать психоэмоциональную напряженность в малых социальных группах, и таким образом, влиять в целом на улучшение микроклимата в коллективе между проживающими интерната.
Содержание групповых занятий, проводимых в кабинете психолога, имеет либо коррекционно-игровой характер (развитие речевых, графических, моторных навыков, развитие навыков общения, коррекция и формирование личностных качеств (самооценку), либо ориентирован на творческое самовыражение, проработку эмоциональных состояний и групповых взаимодействий (профилактику или разбор различных, негативных поступков: алкоголизации, межличностных конфликтных взаимодействий и агрессивных проявлений).
В диагностической работе наиболее активно используется следующий набор методик:
Для исследования познавательной сферы:
— Тест Векслера
— «Шкала оценки психического состояния (MMSE)»,
— зрительное запоминание (сюжетные картинки),
— 4-й лишний (исключение предметов),
— методика 10 слов.
Для определения эмоционального состояния и личностной сферы:
— графическое исследование самооценки и диагностическая беседа,
— проективные рисуночные методики ДДЧ, рисунок человека, несуществующее животное, человек под дождем, кактус и пр.
— незаконченное предложение,
—Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)
Психологическая коррекция направлена на преодоление или ослабление проблем эмоционального состояния, поведения клиента с целью приближения к возрастным нормам, требованиям социальной среды, интересам клиента. Проведение коррекционных занятий групповых и индивидуальных, обеспечивает развитие психических функций (мышление, внимание, память, воображение), навыков и умений (коммуникативные способности, повышение мотивации к деятельности). Проживающие интерната с удовольствием посещают занятия «Песочная терапия», «Арома-музыкотерапия», после занятий уходят расслабленными и с хорошим настроением.
Так же в работе психолога используются психологические тренинги на снятие нервно-психической напряженности, снятие психотравмирующих последствий, межличностные отношения и общение, на сплочение между проживающими, снижение уровня тревоги и агрессивности, формирование личностных предпосылок к адаптации в новых условиях.
Тематики проводимых занятий затрагивают такие вопросы как: этика межличностных отношений, основы конструктивного общения, обсуждение проблемных ситуаций помогают привить основы морально-нравственных представлений, социально-приемлемого поведения.
Большое внимание уделяется социально-психологическому патронажу. Проживающие интерната вовлечены в позитивную контактную среду. На основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, способных усугубить жизненную ситуацию. Создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи.
Оказание психологической помощи клиенту направлено на выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта, первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности.
Индивидуальные психологические консультации, востребованы меньшим количеством лиц, подразумевают определенный интеллектуальный уровень, и в основном проходят по запросу самих проживающих, преимущественно отражая следующий круг проблем: «конфликты с персоналом», «желание наладить отношение с другими проживающими». Консультации носят функцию нормализации психоэмоционального состояния, профилактики и коррекции поведенческих проявлений, а также удовлетворения базовых потребностей любого человека в общении и безопасности.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.